Деятельностная педагогика в Москве (для преподавателей)

Оглавление

Поделиться статьей здесь

Педагогика, основанная на действии, хотя она уже почти 20 лет лежит в основе методологии всех учебников французского языка как иностранного (FLE), в Москве не практикуется. Или почти!

Э... что за проект?

Этот подход впервые появился в англосаксонском образовательном мире с публикацией книги «Разработка заданий для коммуникативного класса» Дэвида Нунана, одного из инициаторов обучения на основе задач.

В начале 2000-х годов CEFR сформулировал эту концепцию:

«рассматривает пользователя и изучающего язык в первую очередь как социальных участников, которым приходится решать задачи (не только лингвистические) в данных обстоятельствах и в данной среде, в рамках определенного поля действий. Хотя речевые обороты происходят в рамках языковых взаимодействий, сами эти действия являются частью действий в социальном формате, который сам по себе придает им полное значение». (CEFR, 2001: 15).

Цель общения — «действовать». Поэтому мы должны как можно чаще ставить учащихся в ситуацию, когда им приходится выполнять задания, близкие к тем, которые они могли бы выполнить в «реальной жизни» (организовать рабочую встречу, написать открытку, опубликовать объявление и т.д.).

Чтобы узнать больше о теории, лежащей в ее основе, нажмите здесь.

Проекты в цифровую эпоху

Появление Web 2.0 придало обучению совершенно новый смысл, поскольку учащиеся превратились в цифровых социальных игроков.

Таким образом, класс может стать идеальным местом для развития цифровых навыков, которые можно будет применить в личной или профессиональной жизни.

С другой стороны, онлайн-платформы обеспечивают гораздо большую наглядность и творческие возможности, чем бумажные носители.


Проект по обзору прессы

Случайное обучение

Здесь возможна связь с педагогикой Фрейне, которая подчеркивает полезность обучения для повседневной жизни.Принимая меры по созданию чего-то, что будет существовать в физическом или цифровом мире, мы можем повысить ценность обучения в классе.

Если проект » выстрелит», ученик теряет свои комплексы, вовлекается в работу и использует язык, который в этом случае теряет статус объекта изучения и становится просто инструментом для действия. В этих условиях можно сказать, чтообучение оптимально с точки зрения интеграции и запоминания, потому что все делается без каких-либо сознательных усилий.

Проблемы реализации проектов

для студентов :


  • вкус к активному обучению и постоянное внимание к процессу. В этой конфигурации мы не прячемся за руководством, а сами открываем, предлагаем и вмешиваемся

  • в эффективное управление социально-аффективными отношениями, связанными с групповой работой. Чтобы получить удовлетворение от выполнения этого задания, необходимо уметь работать с другими людьми, то есть слушать, договариваться, находить общий язык или соглашаться на отказ от идеи, которая не была принята.

для учителей:

  • навыки планирования и организации, поскольку необходимо размечать этапы и планировать альтернативы;

  • соблюдение железного графика, исключающего возможность сбиться с пути. Вы должны помнить об абсолютной необходимости завершить проект и получить «готовый продукт», подтверждающий правильность выбранного подхода.

  • хорошо сбалансированное сочетание «свободы действий», лидерских и психологических навыков. Даже если проект принадлежит учащимся, вы должны знать, как тактично направлять, перенаправлять, подсказывать, утверждать, но при этом справляться с конфликтами, моментами замешательства или сомнений…

  • Уверенность в себе, энтузиазма и решимости, чтобы вселить в людей веру, необходимую для участия в процессе

С практической точки зрения, почему так сложно создавать проекты?

Что отнимает много времени?

Когда я спрашиваю коллег-преподавателей, внедряют ли они проекты в своем классе, я получаю такой ответ:
что такое проектное обучение?
— мы не делаем этого, это занимает слишком много времени.
— мы делаем это, если у нас есть время.

Похоже, что приоритетом является завершение учебной программы, но не посредством практических действий, которые отнимают слишком много времени.

Традиционное видение образования?

В традиционных системах образования коллективный разум не развивается. Студенты не поощряются (или очень редко) общаться в парах или подгруппах, объединять свои работы, заниматься самостоятельным исправлением и помогать друг другу. Общение в парах — это и так уже преступление…

Вот почему я иногда слышу, как взрослые говорят:«Мне не нужно чтобы кто-нибудь помогал находить решения«.

Я надеюсь, что ситуация изменилась, но в свое время я не помню, чтобы в начальной школе, колледже, лицее или университете я часто занимался в парах или группах.

И все же, видит Бог, это работает! Вот небольшой пример проекта по организации вечеринки для подростков в школе.

Социально-аффективная динамика?

Этот фактор связан с предыдущим: поскольку учащиеся не привыкли работать вместе, они боятся начать общение, смотрят прямо перед собой и ничего не делают.
Совместное выполнение проекта означает движение в одном направлении. Это означает, что нужно внимательно слушать друг друга, а это еще одна трудность.
Предлагать, ссылаться на других, соглашаться, пробовать, а затем оценивать вместе, выражать свою точку зрения — все это требует коммуникативных навыков.

Недостаточная подготовка учителей?

Даже те, у кого есть «мозги» и опыт, могут проявлять неохоту, осознавая, сколько усилий потребуется, чтобы убедить, мотивировать и поддержать аудиторию, незнакомую с таким подходом.

Нежелание рисковать?

Если это так сложно для всех участников, то зачем вообще пытаться выделять время на проекты?

Всегда проще продолжать делать то, что вы всегда делали, и давать людям то, что они просят, даже если это не то, что лучше для них.


Конечный результат

Коллеги, есть ли у вас возможность создавать проекты в организациях, где вы работаете? Поощряется ли это? Или вы преподаете лексику, грамматические правила и другие аспекты языка, не рассматривая их в более широком контексте?

Лично я считаю, что проектное обучение — это хорошо, потому что, несмотря на то, что его применение — это настоящий вызов, оно не только придает смысл изучению языка, но и развивает навыки сотрудничества, которые необходимы в сегодняшнем и завтрашнем мире.

Подборка видеороликов здесь.

Плейлист

4 Видео

Подпишитесь на нашу рассылку...

чтобы быть в курсе наших мероприятий и узнать больше об изучении языков!

Подпишитесь на нашу рассылку...

чтобы быть в курсе наших мероприятий и узнать больше об изучении языков!

Ещё хочется почитать?

Польза игр в изучении иностранного языка уже ни у кого не вызывает сомнений.Начиная с Монтеня и заканчивая Общеевропейскими стандартами владения иностранным языком.Однако существует множество различных направлений, давайте рассмотрим самые распространенные