Фернан Кнопф – мастер загадок

В прошлом году исполнилось сто лет со дня смерти Фернана Кнопфа (1858–1921) – бельгийского художника-символиста, скульптора, иллюстратора, одного из самых видных представителей бельгийского художественного модернизма. Его биография до сих пор во многом окутана тайнами, а эксцентричный образ и выразительное, крайне узнаваемое творчество до сих пор приковывают внимание исследователей и просто любителей искусства. Раскрыть полностью тайну этого загадочного бельгийского мастера невозможно – но прикоснуться к главным аспектам его творческого пути однозначно стоит – как минимум, чтобы узнать больше о самом Кнопфе, но также и для того, чтобы лучше понять ту переходную эпоху декаданса, в которую он жил, и чье наследство живет в европейском искусстве до сих пор.

Краткая информация о художнике, биография

Художник, чье имя на сегодняшний день является фактически синонимом бельгийского символизма, на самом деле имел австрийские корни. Фернан-Эдмон-Жан-Мари Кнопф был рожден в семье австрийского аристократа, и образование получил соответствующее. С ранних лет он изъяснился на нескольких языках, увлекался историей и литературой, а также изучением культур различных древних цивилизаций. Последнее увлечение в определенный момент зажгло в будущем художнике интерес к оккультизму, в частности к масонству и каббалистическим учениям, а также к символизму карт Таро – все это в дальнейшем скажется на его творчестве. Не желая идти по стопам отца, и обнаружив в себе способности к рисунку, Кнопф бросает учебу на юриста, и поступает в брюссельскую Академию художеств. Позднее художник прошел краткий период обучения в Париже, а также много путешествовал, особое внимание уделяя Англии и английской культуре. Английское искусство, в частности творчество художников-прерафаэлитов, во многом сформировало представление Кнопфа о прекрасном. Так, многие женские героини художника были похожи на женщин, изображенных прерафаэлитами – этот был тот же тип строгой, красивой, но несколько холодной рыжеволосой женщины с алыми губами и точеными чертами лица.

Фернан Кнопф, «Предложение», 1891

Характеристика творчества – Кнопф как художник-символист, основные темы и особенности его творчества

Своего пика как художник Кнопф достиг к концу 1890-х годов – именно тогда его сложные символистские полотна стали известные почти всем любителям искусства в Европе.

С одной стороны, творчество Кнопфа представляло собой разработку многих известных в символизме тем – роковые женщины, рыцари, сфинксы; герои прошлого, персонажи мифологических сюжетов сменяли друг друга на полотнах и рисунках художника. Работы Кнопфа узнаваемы, хотя и во многом однотипны. И все же его никак нельзя обвинить в отсутствии фантазии – наоборот, даже несмотря на, казалось бы, привычную для художника-символиста тематику, его произведения всегда самобытны и отличаются от других памятников живописи, созданных его современниками.

Два наиболее заметных современника Кнопфа, которые также являлись представителями художественного символизма – Джеймс Энсор и Фелисьен Ропс. И если с первым у Кнопфа были весьма прохладные отношения, то с Ропсом он поддержвал гораздо более дружественные связи. Сравнивая обширное художественное наследие Кнопфа с работами этих двух мастеров, становится понятно, в чем именно заключается своеобразие творческого почерка этого мастера. Несмотря на наличие многих общих тем и приемов (все три мастера, к примеру, обращались к мотиву смерти), настроение их творчества заметно разнилось. Если для Энсора была характерна насмешка, соседствующая с гротеском, то Ропс стремился к другому – его, прежде всего, интересовала чувственная сторона символизма; он создавал множество эротических, подчеркнуто раскрепощенных работ. В творчестве же Кнопфа, несмотря на большое внимание к женским героиням, было гораздо меньше чувственного; большинство его женских образов, даже если это были роковые красавицы, всегда тяготели скорее к мечтательной задумчивости, чем к страсти. Герои Кнопфа всегда одиноки и загадочны, их пустой, словно отсутствующий взгляд направлен вовнутрь. Это хорошо заметно на одном из самых известных полотен художника – «Я дверь закрою за собой». Мало в его работах и сарказма, насмешки – художник относился к своему творчеству исключительно серьезно.

Фернан Кнопф, «Я дверь закрою за собой», 1891

Меланхолия, одиночество, устремленность в прошлое, попытка сбежать от реальности в мечты или даже сны – вот основные настроения, которыми дышат почти все работы художника.

Важной частью всего наследия художника была литературная составляющая его работ – многие из его картин были вдохновлены литературными произведениями или даже являлись иллюстрациями к ним. Сложный символизм произведений художника зачастую крылся именно в литературной подоплеке его произведений. Помимо многочисленных отсылок к религиозным и мифологическим сюжетам, художник также нередко цитировал своих современников. Благодаря своему младшему брату Джорджу, который был близок ко многим бельгийским и французским литераторам, Кнопф был знаком со многим поэтами и писателям – прежде всего, с Эмилем Верхраном и Жоржем Роденбахом.

Техника работ. Увлечение фотографией

Фернан Кнопф, «Нежность сфинкса», 1896

Кнопф был удивительно междисциплинарным мастером – помимо живописи, он также виртуозно владел техникой рисунка, создавал настенные росписи, скульптуры и даже костюмы, и декорации к театральным постановкам. Новаторским был и подход к Кнопфа к созданию своих работ – в отличие от большинства «больших» художников своего времени, которые отдавали предпочтение исключительно маслу, Кнопф с большим удовольствием экспериментировал с художественными материалами, используя в своей работе пастель, акварель, мел и сангину. Более того, в некоторых из своих произведений он смешивал несколько техник одновременно. Еще одним интересным приемом, к которому зачастую обращался художник, было компилирование композиции при помощи фотографии. В некоторых случаях Кнопф делал несколько подготовительных снимков своих моделей, затем ретушировал их, компоновал между собой, после чего уже писал готовую картину. Наиболее хорошо это прослеживается в работе над пастелью «Воспоминания», а также в работе «О тишине» (для обоих произведений, к слову, позировала любимая модель художника – его младшая сестра Маргарита Кнопф). 

Фернан Кнопф и Бельгия; образ города в его творчестве («мертвый Брюгге», серия 1900-х годов – пейзажи)

Фигура Кнопфа для истории бельгийского искусства важна во многому потому, что сама Бельгия была крайне значима для художника.

Особое место в его творчестве занимал образ города. Раннее детство художника прошло в средневековом городке Брюгге, воспоминания о котором будут неотступно следовать за мастером всю жизнь. Уже в своих ранних иллюстрациях к поэтическому сборнику Грегуара ле Руа «Мое сердце плачет о прошлом» Кнопф использует изображение подернутого туманом Брюгге как способ передать тоску и ностальгию главного героя.

Стоит отметить, что многие города, относившиеся в прошлом к Фландрии, на рубеже 19–20 веков воспринимались как определенные сокровищницы – забытые, уже отжившие свое, но все еще прекрасные шкатулки, таившие в себе средневековые сокровища. Особенно это касалось уже вышеупомянутого Брюгге – некогда богатый, большой по средневековым меркам центр, теперь представлял собой провинциальный, тихий, но все еще прекрасный город. Именно такое представление отразилось в романе Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге» — это произведение зачастую называют первым символистским романом в мировой литературе. Кнопф, хорошо знавший Роденбаха и имевший с ним приятельские отношения, создал ряд иллюстраций к первой публикации книги, включая знаменитую репродукцию с плывущей по каналам Брюгге мертвой девушкой.

Фернан Кнопф, рисунок для романа Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге», 1892

В поздние годы Кнопф вновь вернулся к изображению Брюгге, создав ряд произведений, изображающих его в черно-белой технике. На них город предстает зрителю мрачным и покинутым.

Кнопф и оккультизм

Время, когда зарождался символизм в искусстве – вторая половина 19 века – был интересен многими новыми культурными течениями. Именно в этот период люди, прежде всего, интеллектуалы и представители творческих профессий, активно интересуются мистикой и оккультизмом. Различные спиритические сеансы, религиозные практики вызывали огромный интерес. Эти тенденции сопровождались раскрепощением людей, экспериментами с наркотиками и сексуальными практиками. Тяга ко всему темному, мистическому вместе с настроениями упадка и меланхолии дала всем известное название этого периода времени – эпоха декаданса. Символизм со своей тягой к загадкам, многослойности смыслов и мистическим сюжетам, во многом был порождением эпохи декаданса. Интересы Кнопфа и его творчество совершенно совпадали с духом времени – не меньше, чем другие художники и мыслители, он был погружен в различные учения о потустороннем и оккультном. Наиболее ярко это проявлялось благодаря дружбе Кнопфа с крайне неоднозначным писателем и религиозным деятелем – Жозефом Пеладаном. Именно этот человек стал основателем мистически-религиозной группы «Роза+Крест» (иногда именуемой группой розенкрейцеров), в заседаниях которых периодически принимал участи и сам Кнопф. Общение с Пеладаном позволило Кнопфу ближе познакомиться с учением каббалы; в дальнейшем художник включал каббалистические символы в свои работы; наиболее ярко это проявляется в его ранней картине «Высший порок».

Фернан Кнопф, триптих «Изоляция», 1890–94

История изучения творчества художника. Джеффри Хоу

Кнопф достиг большой славы, и к концу своей жизни в 1920 годах был признанным мэтром бельгийского искусства. Помимо непосредственно творчества, он также активно занимался публицистикой – долгое время он был обозревателем художественной жизни для британского журнала The Studio.  Более того, он проявил себя как преподаватель и искусствовед. Все это однозначно делало его заслуженной фигурой для европейской культурной публики.

Однако, после смерти художника творчество на несколько десятилетий если и не было забыто, то, во всяком случае, несколько ушло в тень. Всплеск различных модернистских течений в искусстве, слово в калейдоскопе сменявших друг друга, оттеснили художников-символистов на второй план – некогда смелые работы Кнопфа на фоне произведений кубистов или сюрреалистов казались уже скучными, устаревшими.

Своим вторым рождением для мира искусствознания Кнопф был обязан американскому исследователю Джефри Хоу. Этот американский ученый многие годы посвятил изучению жизни и наследия этого загадочного художника рубежа веков. Именно благодаря Хоу были подняты и переведены письма и статьи Кнопфа, атрибутированы несколько его работ (каталог-резоне вышел раньше, в 1979 году), были проведены интервью с родственниками и еще живыми учениками мастера. Все это позволило ученому написать большой труд (вероятно, главный труд всей его жизни) – книгу «Символистское искусство Фернана Кнопфа» (1982). Во многом именно благодаря стараниям этого искусствоведа имя Кнопфа вновь зазвучало в среде арт-критиков и любителей искусства.

Фернан Кнопф, верхняя створка диптиха «Тайное отражение», 1902

Фернан Кнопф и Франция. Выставка в 2019 году в Petit Palais в Париже

Одним из наиболее ярких свидетельств тому, что интерес к Кнопфу и к бельгийскому символизму по-прежнему жив, являются крупные выставки, посвященные художнику. В начале 2000-х годов прошел ряд персональных выставок Кнопфа – самой большой из них была состоявшаяся в 2004 году ретроспектива художника в Королевском музее изящных искусств Брюсселя. В том же году произведения художника были показаны в Музее современного искусства в Зальцбурге и Музее искусств МакМаллена в Бостоне. Однако наиболее яркой, безусловно, является ретроспектива мастера в парижском Petit Palais. Кураторы дали выставке весьма говорящее название – «Фернан Кнопф: магистр загадок». Ценность этой ретроспективы состояла не только в оригинальном взгляде на периодизацию творчества художника, но и в ее обширности – в одном месте было собрано множество работ прославленного мастера, от известных на весь мир живописных произведений до более камерных работ из частных коллекций. Успех, которым пользовалась выставка, также является важным показателем того, насколько современному зрителю интересна эпоха рубежа XIX–XX веков, а значит, можно надеяться, что творчество блистательного Фернана Кнопфа еще долго будет с нами.

Anna Leonova
Anna Leonova

Леонова Анна, искусствовед, выпускница магистерской программы «История художественной культуры и рынок искусства», аспирант Высшей Школы Экономики (НИУ-ВШЭ)

Статей: 2

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *