Польза игр в изучении иностранного языка уже ни у кого не вызывает сомнений.
Начиная с Монтеня и заканчивая Общеевропейскими стандартами владения иностранным языком.
Однако существует множество различных направлений, давайте рассмотрим самые распространенные в контексте преподавания/изучения французского языка как иностранного в Москве.
Виды игр
Языковые игры для учащихся
Они позволяют многократно использовать грамматические структуры и лексику в игровом контексте. Это помогает автоматизировать язык.
Вот пример с несколькими таблицами языковых игр, от уровня A1 до C1.
Если вы преподаете французский язык, мы не можем не порекомендовать сайт Zexperts для проведения подобных игр.

Настольные игры
В основном рассчитаны на носителей языка, хотя некоторые из них доступны и изучающим французский.
Вот демонстрация игры “Сэндвич”.
Как видите, если вы знаете лексику о еде, вам достаточно использовать фразы вроде“Я поменяю ваш перец на вашу рыбу“, и вы сможете начать играть на уровне A1.
Вы можете усложнить игру, попросив учеников (как в этом видео) убедить других в том, что их сэндвич самый лучший. Это быстро приведет к А2.
Что касается аргументационных игр, то они могут потребовать серьезного уровня владения языком.
Здесь демонстрируется игра “Президент” (для обучающихся уровня B2+) с двумя носителями языка и двумя русскими
Ролевые/театральные игры
Огромный личный и лингвистический вклад.
Они могут потребовать много времени на подготовку, в зависимости от роли, которую предстоит сыграть, и уровня владения языком.
Пример здесь, с уровня A2+, с ролевой игрой.
Их преимущества
С точки зрения образования
- Динамика игры позволяет легко говорить. Мы говорим, потому что хотим играть и побеждать.
- Если игра “прижилась”, учащиеся становятся подлинно вовлеченными.
- Смена фокуса внимания: если вы поставите себя на место игрока, это позволит вам дистанцироваться от себя и своих ожиданий. Вы одновременно отстранены и расслаблены, но при этом очень вовлечены в свою роль игрока.
- Свобода разыгрывать любые ситуации позволяет вам использовать лексику, которую вы иначе не использовали бы.
С лингвистической/культурной точки зрения
- Во-первых, следует отметить, что в игре задействованы практически все языковые навыки, упомянутые в CEFR: устное/письменное восприятие, непрерывное устное воспроизведение, устное взаимодействие, а также иногда посредничество.
- Она развивает словарный запас (для игр типа “Эрудит”), речевые навыки (связность и организованность речи), паравербальные навыки (интонации, акцентуации, звукоподражания), невербальные навыки (жесты, мимика, выражение лица), а также все элементы культуры.
Вот статистика, полученная на одной из сессий «Сэндвич» (см. тест выше), с частотой использования логических связок (а также, потому что, так как…) в зависимости от уровня участников.
Спасибо Люсиль Судье, ссылку на блог которой можно найти здесь.

- Для продвинутых игроков (C1-C2) и носителей языка мы развиваем знания неявных (семантических или культурных) концепций.

С когнитивной и эмоциональной точки зрения
- Она развивает наши когнитивные функции (внимание, запоминание, категоризацию, дедукцию и т.д.).
- Она развивает эмоциональные связи между участниками и создает социальную среду.
Как вы их используете?
В наш век геймификации, несмотря на то, что игры – это все, что нужно, они не используются просто так.
Несколько советов:
1. Контекст обучения:
Нам необходимо создать непринужденную, доверительную атмосферу, в которой учащиеся смогут раскрыть себя и дать волю своим эмоциям.
2. Выбор игры:
Важно выбрать игры, которые соответствуют целям курса, типу выбранной методики и типу ученика, находящегося перед вами.
3. Роль учителя:
Учитель должен быть убежден в достоинствах игры, потому что это заметно. Если ему приходится подавать пример или участвовать, он должен делать это искренне и с энтузиазмом, а также раскрывать себя. Потому что если он этого не сделает, то и его ученикам незачем этого делать.
Однако они могут выступать в роли судьи, модератора и ведущего игры, для чего должны быть прекрасно знакомы с правилами.
Заключение
Игра – это отличный источник веселья.
Она способствует созданию хорошей атмосферы и укрепляет связи между участниками, которые интенсивно практикуют язык, сами того не осознавая.
Она может создать отличную динамику в классе и повлиять на общее отношение учащихся, которые благодаря игре перестанут бояться говорить и выражать свои мысли или чувства.
Вот ссылка на работыХейде Сильва, которая уже много лет является является культовой фигурой в области игр в классе FLE. Ее блог посещают 1,5 миллиона человек.
На Youtube-канале Quartier francophone вы найдете демонстрацию других видов игр (а также множество французских песен!).
Да пребудет с вами сила игры! 😁