В понимании многих людей овладение языком означает, прежде всего, знание его грамматики.
Вопрос в том, как это мастерство приобретается, ведь знание правила не означает умение его применять.
Две системы памяти для двух разных грамматик
Для простоты изложения мы воспользуемся терминологией, которую использовали разработчики нейролингвистического метода (НЛМ), Жоан Неттен и Клод Жермен.
В НЛМ мы выделяем две грамматики: внутреннюю и внешнюю, которые связаны с функционированием двух совершенно разных типов памяти: декларативной и процедурной.
Процедурная память позволяет развивать так называемые неявные навыки – те, которые нельзя объяснить, но можно продемонстрировать. Благодаря этому типу навыков нам больше не нужно прилагать сознательные усилия, чтобы выполнить задачу, например, отрепетировать хореографию, одеться утром или завязать шнурки. Все это делается автоматически, без раздумий.
В области языка это означает правильное использование языка, автоматически, не задумываясь.
Этот навык развивается благодаря интенсивному и частому использованию языковых структур, которые создают шаблоны на уровне нейронов , предпочтительные “пути” для потока информации…
Это то, что мы называем внутренней грамматикой в НЛМ. Она состоит из закономерностей и является неявной и неосознанной.

Декларативная память, с другой стороны, – это сознательный процесс, позволяющий нам накапливать знания о мире.
Благодаря декларативной памяти мы знаем, что яблоко – это фрукт или что столица Франции – Париж. В ней также хранятся формальные знания о том, как работает иностранный язык: как словарные значения, правила грамматики, спряжения, культурный подтекст и т. д.
То, что НЛМ называет внешней грамматикой, относится к теоретическому обучению и осуществляется с помощью учебников и, возможно, преподавателя. Она является явной и осознанной, и именно о ней часто думают люди, когда говорят о грамматике.

Грамматический парадокс
Работа Мишеля Паради, посвященная двойной диссоциации при болезни Альцгеймера и афазии Брока, привела к теоретизации “грамматического парадокса”.
Согласно этой теории, две системы памяти независимы, имежду ними нет никакой связи. Именно поэтому знание всех правил работы языка не означает умение говорить на нем, так же как можно прекрасно говорить на языке, не умея объяснить его правила.
Это кардинально отличается от традиционных методов, которые предполагают, что сначала нужно выучить правила, а затем выполнить множество упражнений, чтобы превратить эти знания в навык, позволяющий использовать язык в разговоре естественно и спонтанно.
То, как мы преподаем грамматику, основано на этом парадоксальном принципе.
Время - это главное
Преподаватели, работающие с нами, в первую очередь стремятся развить у учащихся внутреннюю грамматику, то есть прочные навыки устного общения. Благодаря постоянной и контролируемой практике учащиеся правильно строят все предложения и запоминают только грамматически правильныеструктуры .
Как только они смогут правильно и автоматически использовать эти структуры, учитель переходит к более формальным аспектам, чтобы развить внешнюю грамматику, связанную со знаниями. Это делается на этапах чтения и письма.

Для нас практика превыше теории .
Наш подход сбалансирован применением в классе принципов, связанных с функционированием памяти. Мы не отвергаем ни один из аспектов обучения и отводим правильное место и время для развития всех навыков.