Как правильно выбрать курсы иностранного языка?

Эта статья в форме интервью даст некоторые ответы всем, кто хочет изучать иностранный язык и задается вопросами. В данной статье сравниваются индивидуальные занятия с групповыми, и обсуждается тема их оптимальной продолжительности.

Алёна: Габриэль, в Le quartier francophone вы предлагаете индивидуальные 30-минутные занятия, и многие студенты считают, что они слишком короткие. Почему такой выбор?

Габриэль: Мы указываем такую продолжительность урока по умолчанию на нашем веб-сайте, в связи с тем, что в большинстве случаев она является наиболее обоснованной с точки зрения эффективности обучения. Однако каждый запрос обсуждается индивидуально, чтобы определить наиболее подходящий формат в соответствии с уровнем, потребностями и целями человека, который обращается к нам.

В целом такое предложение о проведении экспресс – уроков оправдано двумя факторами. Во-первых, мы выбираем методики преподавания, которые рекомендуются когнитивными науками при изучении иностранных языков:

– информация лучше запоминается, а навыки развиваются качественнее и быстрее при регулярных занятиях. Лучше 3 урока по 30 минут, распределенных в течение недели, чем один 90-минутный урок.
– при превышении порогового значения времени занятия, которое варьируется в зависимости от различных исследований, но не превышает 40 минут, концентрация внимания снижается.

Это в большей степени относится к новичкам. Действительно, большинство студентов, которые обращаются к нам, либо не могут говорить на иностранном языке, либо делают это с трудом и неуклюже. При нашем целостном подходе даже обучающийся “с нуля” сразу же погружается в подлинное общение со своим преподавателем и другими студентами. Но взаимодействие в этих условиях требует значительных энергитических затрат. Таким образом, наши студенты изучают язык в довольно интенсивном формате, и их обратная связь по этому вопросу подтверждает правильность выбора именно короткого формата.

Для тех, кто уже способен самовыражаться на языке, 30-минутное занятие также представляет собой идеальный вариант для погружения в язык и оживленного общения, с присущим ему динамикой. Регулярные занятия с использованием метода, который активно вовлекает обучающихся в диалог по интересующим их темам дают потрясающие результаты !

А: А в каких случаях продолжительность урока может быть увеличена?

Г: Когда учащийся достигает определенного уровня владения устной речью, работа, в большей степени основанная на письменном языке, открывает другие перспективы. Здесь уже можно уделять больше времени расширению словарного запаса, изучению более формальных аспектов, связанных с природой текстов, выбором определенных глагольных выражений или времен, нюансам значений между словами и наблюдению за их лингвистическим окружением, различным регистрам речи, культурным нюансам, улучшению чтения, планированию монолога, правописанию…В этом случае, когда учащийся стремится к глубокому осмыслению языка, действительно лучше подходит 60-или 90-минутный формат.

Кроме того, наш подход исключает угрозу сваливания в “урок-лекцию”. Эта классическая ловушка неизбежно приводит к тому, что любой преподаватель – неподготовленный или работающий по традиционным методикам – занимает позицию “знатока”, передающего знания.
В данной ситуации обучающийся вынужден слушать объяснения, которые он, кстати, может сам найти в Интернете.
С нашей стороны, над какими бы навыками или знаниями мы ни работали, они никогда не появляются как абстрактные понятия вне контекста, а всегда развиваются во все более сложных ситуациях общения, как устного, так и письменного. Без удовольствия от общения наступает скука, и, как следствие, студентыпостепенно теряют интерес к обучению.

Не следует упускать из виду тот факт, что основная цель людей, обращающихся в подобные нам школы, – это научиться общаться с носителями иностранного языка. Внимание: не становиться лингвистами, которые знают грамматические правила, но не умеют их применять в реальном общении!
Таким образом, дополнительная ценность более продожительного занятия (скажем, 60 минут и более) во многом зависит от способности преподавателя предложить полезное содержание и приятный способ взаимодействия.

Возможные эффекты лекции

А: Лучше учиться по одному или в группе?

Г: По-прежнему преобладает общепринятое мнение, что иностранный язык-это такой же предмет, как и любой другой, который изучается, как математика, история или география. Следовательно, наличие преподавателя “только для себя” было бы идеальной ситуацией, в которой обучающийся получал бы больше информации и был бы в центре внимания. Несмотря на то, что персонализированное обучение действительно может способствовать более быстрому прогрессу в определенных областях, групповой формат предлагает больше возможностей для взаимодействия и повтороного употребления изучаемых речевых конструкций.

Поскольку повторяющееся “манипулирование” речевыми конструкциями является необходимым условием для их запоминания, групповой формат обеспечивает эту практику лучше. На индивидуальном занятии к тому моменту, когда преподаватель получает ответ на вопрос “Вы женаты?” – он уже на пределе своих возможностей. В то время как на групповом занятии, преподаватель, задавая один и тот же вопрос столько раз, сколько участников в группе, позволяет студенту чаще сталкиваться с этим вопросом, слышать целый ряд ответов, которые тот, в итоге, сможет использовать самостоятельно в будущем снова и снова.

Таким образом, интерактивность-это неоспоримое преимущество групповых занятий. “Сообщения” циркулируют между преподавателем и студентами, в парах, в малых группах, с гостем…Каждый предлагает свое видение мира, сформулированное на иностранном языке уникальным образом, и, при правильном проведении занятия, эта коммуникативная ситуация доставляет удовольствие, с дополнительным преимуществом в виде большего прогресса в языке.

Взаимодействие и мотивация

А: Небольшой итог?

Г: В конечном счете, многое зависит от преподавателя. При хорошем наставнике можно получить больше пользы от индивидуального занятия, нежели от группового, который ведет плохой наставник. Ведь даже при наличии мотивированных студентов, отсутствие грамотной подготовки, опыта или педагогических стратегий может привести к катастрофическому сценарию, независимо от формата.

Ваш бюджет ограничен? Групповые курсы выигрывают раунд.

Ваше расписание уже “забито”? Здесь первенство одерживают индивидуальные занятия, а если их продолжительность ~30 минут, то можно уложиться в несколько уроков в течение недели.

Надеюсь, вам из этого интервью стало ясно, что предлагаемые нами форматы не являются произвольными, а разработаны с учетом максимальной эффективности обучения. Мы знаем, какие стратегии преподавания применять, какие ключевые принципы когнитивной науки использовать и умеем адаптировать содержание и формат языковых курсов к уровню и потребностям обучающихся. Но даже если после всех этих объяснений вы все еще сомневаетесь в выборе – позвоните нам !

Интервью Алены Муравьёвой, автора “Французского квартала”, перевод от Анастасии Ларионовой

Clément Gabriel
Clément Gabriel

Преподаватель французского языка в Le Quartier francophone, независимый исследователь в области изучения/преподавания иностранных языков

Статей: 84

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *