Перейти к содержимому

Урок языка без учебника

Оглавление

Поделиться статьей здесь

Для многих людей школьный учебник по иностранному языку – это необходимый помощник для обучения.
Однако, опираясь на научные исследования и анализируя практику работы в классе, альтернативные методологии, подобные той, которую мы используем, ставят под сомнение актуальность этого инструмента и предлагают обойтись без него вовсе.
Такой способ обучения можно найти как в FLE (французский язык как иностранный) с помощью методики ANL, так и в английском языке с помощью подхода Dogme.

Учебник: обзор

Прежде всего, необходимо рассмотреть, что такое учебник, как он традиционно используется и каковы его предполагаемые преимущества.

Как правило, они имеют гибридную форму, объединяя тексты, аудиозаписи и мультимедийные документы, расположенные по возрастанию уровня сложности.
На уроках он станет точкой отсчета, центром внимания, вокруг которого будет организована деятельность класса: аудирование, чтение, устное взаимодействие, написание текста и т.д.
Учащиеся выполняют предложенные задания под руководством учителя, который знакомит их с новыми темами и языковым содержанием.
Вы проходите главы одну за другой за определенное время, а дойдя до конца, должны суметь использовать полученные знания и перейти на следующий уровень.

Оглавление к учебнику Новое издание B1 (издательство Didier)

Удобно и успокаивающе

Таким образом, его использование позволяет обозначить путь обучения с помощью опорных точек, которые будут иметь разные функции в зависимости от того, кто к ним обращается:

  • Для учащегося учебник определяет содержание, которое необходимо усвоить, часто представленное в отдельных разделах: коммуникативные ситуации, лексика, грамматика, произношение и культура,
  • Для учителя учебник – это источник языкового материала, уже отобранного, адаптированного и готового к преподаванию,
  • для учебного заведения или школы, которая предписывает его использование, учебник соответствует различным периодам обучения, за которые выставляется счет в часах.

Таким образом, учебник становится связующим звеном между этими тремя сторонами и позволяет заключить с учеником более или менее неявный контракт, который можно сформулировать следующим образом:
“За X сумму денег, которая будет выплачена, вы имеете право на Y количество часов, в течение которых вы будете изучать это учебное пособие и узнаете, что в нем содержится. Когда вы закончите, вы будете готовы к следующей версии”.

Если предположить, что мы обладаем характеристиками типичного ученика, то можно сказать, что сумма наших усилий привела нас к определенному уровню.

Правда, нет никакой гарантии, что этот прогресс в изучении пособия приведет к реальному улучшению способности общаться в реальном, спонтанном разговоре.

Оспаривание парадигмы

По сути, этот инструмент является проявлением наиболее распространенной парадигмы обучения, которая, хотя и отрицает это, отдает приоритет накоплению теоретических знаний, а не развитие коммуникативных навыков.

Представленные задания сначала привлекают внимание к языковым формам, которые затем анализируются, отрабатываются в упражнениях и постепенно применяются в ситуациях общения, которые должны быть все более приближены к реальному общению.
Студентов постепенно подводят к ситуации, в которой они смогут “поставить на место” изучаемое слово, грамматическую структуру или предложение.
В традиционном классе “форма” сказанного важнее “содержания”, то есть смысла сообщения, которое пытаются передать. Язык рассматривается как объект изучения, а не как инструмент общения, которым ученики должны овладеть за определенную сумму денег.

Этот феномен изучения “языка с помощью языка” Клод Жермен, один из основателей НЛМ, описывает следующим образом:
“Вы учите математику с помощью языка. Вы не учитесь математике с помощью математики… Несмотря на все труды, утверждающие, что язык – это средство коммуникации, мы по-прежнему подходим к нему как к “объекту изучения”, а не как к подлинному средству социального взаимодействия”.

Искусственная деятельность

Занятие Alter Ego B1 (Hachette)

Помимо упражнений без реального контекста, учебники всегда требуют от вас адаптации к предложенной теме или ситуации общения. Мы читаем выдуманные диалоги, просматриваем словарные списки, ставим себя на место персонажей, и эти действия выполняются в заранее определенном и часто фиксированном порядке (аудирование, говорение, письмо, взаимодействие).


Конечно, у преподавателей есть полная свобода действий, чтобы адаптировать этот материал к своей аудитории и контексту. Но какими бы изобретательными и творческими они ни были, им не удастся обойти проблему, присущую искусственным видам деятельности: они не побуждают ни учеников, ни их самих по-настоящему включиться в обмен мнениями.

Демотивация, потеря внимания и прогулы увеличат разрыв между учащимися, и лишь небольшое количество учеников закончит курс.

Поэтому вполне разумно считать, что использование учебника является одной из причин отсева большого количества учеников. Но какие занятия могут заменить этого посредника?

Рассказывать о себе

Радость говорить о себе

Все подходы, не связанные с учебниками, объединяет то, что они утверждают: изучение языка гораздо более мотивировано, если вы рассказываете о себе.

Некоторые нейролингвисты предполагают, что такой тип взаимодействия активирует лимбическую систему мозга, которая связана с эмоциями.а также дофаминовую цепь, которая вызывает чувство удовольствия.
Учащиеся, как и учитель, сами включаются в игру. Они рассказывают о том, что делают, что думают и что чувствуют. В конце концов, они просто используют язык как средство передачи смысла, как и мы в повседневной жизни.


Именно такая динамика занятий обеспечивает интенсивную практику, помогает поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и создаетидеальные условия для лучшего запоминания.

Чему мы можем научиться без учебника?

В процессе обсуждений выясняем желания, потребности и интересы друг другаТемы для разговора возникают спонтанно. Затем мы можем приступить к индивидуальным темам .

Они гораздо больше соприкасаются с жизнью каждого человека, раскрепощают и заряжают энергией речь, становясь настоящими средствами самовыражения, а иногда даже порождают целыепроекты.

Грамматическое содержание, как и лексика, также возникает и не является чем-то запланированным.

Анализ того, как работает язык, проводится только тогда, когда это оправдано и уместно, а не потому, что необходимо решить “языковой вопрос” в учебной программе. Примеры, используемые для разъяснения теории, конкретны и взяты из обсуждений в классе.

Программа адаптирована к потребностям класса

Речь также не идет о том, чтобы пройти полностью определенную программу в заданные сроки.
Вся учебная программа скорее раскрывается, чем покрывается , и поэтому полностью соответствует потребностям и интересам каждого. Однако важно знать, что даже если то, что говорится на уроке, оставляет место для неожиданностей, учитель “направляет” взаимодействие и применяет определенные стратегии, чтобы обеспечить устойчивую практику в соответствии с лингвистическими целями.

Конечный результат

Класс без учебников может быть оправдан как с точки зрения результатов некоторых научных исследований, так и с человеческой точки зрения. Но реализовать ее непросто, и сделать это можно только путем пересмотра отношений между учителем и учеником.

Учителя являются ключевой фигурой в этом начинании, которое может быть успешным только в том случае, если они обладают необходимыми методическими навыками.

Видео по теме

Подпишитесь на нашу рассылку...

чтобы быть в курсе наших мероприятий и узнать больше об изучении языков!

Подпишитесь на нашу рассылку...

чтобы быть в курсе наших мероприятий и узнать больше об изучении языков!

Ещё хочется почитать?

Когда мы изучаем иностранный язык, у нас возникает множество убеждений относительно этого процесса. Эти убеждения, которые не всегда осознаются нами, связаны с тем, как мы представляем себя в роли учеников,

“Проведение некоторого времени в стране, где вы говорите на изучаемом языке, дает потрясающие результаты. Это уникальная возможность погрузиться в культуру и постоянно общаться”.Хотя это может показаться здравым смыслом, это не

Когда вы решили изучать иностранный язык под руководством преподавателя, нелегко понять, куда обратиться, ведь существует так много различных вариантов. Возраст, пол, образование, опыт, этническое происхождение, географическое положение или цена –

Если самой распространенной целью изучения иностранного языка является умение вести беседу, то понимание того, как развивается этот навык, может быть очень полезным! В этой статье рассматривается процесс овладения устной речью

В этой статье, написанной в форме интервью, вы найдете ответы на некоторые вопросы для тех, кто хочет выучить иностранный язык. Среди прочего, в ней сравниваются индивидуальные и групповые курсы, а

Почему стоит пройти тест DELF-DALF? Диплом DELF-DALF признан во всем мире и с каждым годом становится все более популярным. Во Франции он является одним из условийпоступления в высшие учебные заведения,