Для многих людей школьный учебник по иностранному языку – это необходимый помощник для обучения.
Однако, опираясь на научные исследования и анализируя практику работы в классе, альтернативные методологии, подобные той, которую мы используем, ставят под сомнение актуальность этого инструмента и предлагают обойтись без него вовсе.
Такой способ обучения можно найти как в FLE (французский язык как иностранный) с помощью методики ANL, так и в английском языке с помощью подхода Dogme.
Учебник: обзор
Прежде всего, необходимо рассмотреть, что такое учебник, как он традиционно используется и каковы его предполагаемые преимущества.
Как правило, они имеют гибридную форму, объединяя тексты, аудиозаписи и мультимедийные документы, расположенные по возрастанию уровня сложности.
На уроках он станет точкой отсчета, центром внимания, вокруг которого будет организована деятельность класса: аудирование, чтение, устное взаимодействие, написание текста и т.д.
Учащиеся выполняют предложенные задания под руководством учителя, который знакомит их с новыми темами и языковым содержанием.
Вы проходите главы одну за другой за определенное время, а дойдя до конца, должны суметь использовать полученные знания и перейти на следующий уровень.

Удобно и успокаивающе
Таким образом, его использование позволяет обозначить путь обучения с помощью опорных точек, которые будут иметь разные функции в зависимости от того, кто к ним обращается:
- Для учащегося учебник определяет содержание, которое необходимо усвоить, часто представленное в отдельных разделах: коммуникативные ситуации, лексика, грамматика, произношение и культура,
- Для учителя учебник – это источник языкового материала, уже отобранного, адаптированного и готового к преподаванию,
- для учебного заведения или школы, которая предписывает его использование, учебник соответствует различным периодам обучения, за которые выставляется счет в часах.
Таким образом, учебник становится связующим звеном между этими тремя сторонами и позволяет заключить с учеником более или менее неявный контракт, который можно сформулировать следующим образом:
“За X сумму денег, которая будет выплачена, вы имеете право на Y количество часов, в течение которых вы будете изучать это учебное пособие и узнаете, что в нем содержится. Когда вы закончите, вы будете готовы к следующей версии”.
Если предположить, что мы обладаем характеристиками типичного ученика, то можно сказать, что сумма наших усилий привела нас к определенному уровню.
Правда, нет никакой гарантии, что этот прогресс в изучении пособия приведет к реальному улучшению способности общаться в реальном, спонтанном разговоре.
Оспаривание парадигмы
По сути, этот инструмент является проявлением наиболее распространенной парадигмы обучения, которая, хотя и отрицает это, отдает приоритет накоплению теоретических знаний, а не развитие коммуникативных навыков.
Представленные задания сначала привлекают внимание к языковым формам, которые затем анализируются, отрабатываются в упражнениях и постепенно применяются в ситуациях общения, которые должны быть все более приближены к реальному общению.
Студентов постепенно подводят к ситуации, в которой они смогут “поставить на место” изучаемое слово, грамматическую структуру или предложение.
В традиционном классе “форма” сказанного важнее “содержания”, то есть смысла сообщения, которое пытаются передать. Язык рассматривается как объект изучения, а не как инструмент общения, которым ученики должны овладеть за определенную сумму денег.
Этот феномен изучения “языка с помощью языка” Клод Жермен, один из основателей НЛМ, описывает следующим образом:
“Вы учите математику с помощью языка. Вы не учитесь математике с помощью математики… Несмотря на все труды, утверждающие, что язык – это средство коммуникации, мы по-прежнему подходим к нему как к “объекту изучения”, а не как к подлинному средству социального взаимодействия”.
Искусственная деятельность

Помимо упражнений без реального контекста, учебники всегда требуют от вас адаптации к предложенной теме или ситуации общения. Мы читаем выдуманные диалоги, просматриваем словарные списки, ставим себя на место персонажей, и эти действия выполняются в заранее определенном и часто фиксированном порядке (аудирование, говорение, письмо, взаимодействие).
Конечно, у преподавателей есть полная свобода действий, чтобы адаптировать этот материал к своей аудитории и контексту. Но какими бы изобретательными и творческими они ни были, им не удастся обойти проблему, присущую искусственным видам деятельности: они не побуждают ни учеников, ни их самих по-настоящему включиться в обмен мнениями.
Демотивация, потеря внимания и прогулы увеличат разрыв между учащимися, и лишь небольшое количество учеников закончит курс.
Поэтому вполне разумно считать, что использование учебника является одной из причин отсева большого количества учеников. Но какие занятия могут заменить этого посредника?
Рассказывать о себе

Все подходы, не связанные с учебниками, объединяет то, что они утверждают: изучение языка гораздо более мотивировано, если вы рассказываете о себе.
Некоторые нейролингвисты предполагают, что такой тип взаимодействия активирует лимбическую систему мозга, которая связана с эмоциями.а также дофаминовую цепь, которая вызывает чувство удовольствия.
Учащиеся, как и учитель, сами включаются в игру. Они рассказывают о том, что делают, что думают и что чувствуют. В конце концов, они просто используют язык как средство передачи смысла, как и мы в повседневной жизни.
Именно такая динамика занятий обеспечивает интенсивную практику, помогает поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и создаетидеальные условия для лучшего запоминания.
Чему мы можем научиться без учебника?
В процессе обсуждений выясняем желания, потребности и интересы друг другаТемы для разговора возникают спонтанно. Затем мы можем приступить к индивидуальным темам .
Они гораздо больше соприкасаются с жизнью каждого человека, раскрепощают и заряжают энергией речь, становясь настоящими средствами самовыражения, а иногда даже порождают целыепроекты.
Грамматическое содержание, как и лексика, также возникает и не является чем-то запланированным.
Анализ того, как работает язык, проводится только тогда, когда это оправдано и уместно, а не потому, что необходимо решить “языковой вопрос” в учебной программе. Примеры, используемые для разъяснения теории, конкретны и взяты из обсуждений в классе.

Речь также не идет о том, чтобы пройти полностью определенную программу в заданные сроки.
Вся учебная программа скорее раскрывается, чем покрывается , и поэтому полностью соответствует потребностям и интересам каждого. Однако важно знать, что даже если то, что говорится на уроке, оставляет место для неожиданностей, учитель “направляет” взаимодействие и применяет определенные стратегии, чтобы обеспечить устойчивую практику в соответствии с лингвистическими целями.
Конечный результат
Класс без учебников может быть оправдан как с точки зрения результатов некоторых научных исследований, так и с человеческой точки зрения. Но реализовать ее непросто, и сделать это можно только путем пересмотра отношений между учителем и учеником.
Учителя являются ключевой фигурой в этом начинании, которое может быть успешным только в том случае, если они обладают необходимыми методическими навыками.