Как подготовиться и успешно сдать экзамены DELF и DALF

Немного о дипломах. Зачем сдавать DELF-DALF?

Дипломы DELF-DALF – это международные дипломы, подтверждающие уровень владения французским языком, котирующиеся во всем мире, чья популярность возрастает с каждым годом.  
В первую очередь сдачи этого экзамена не избежать тем, кто решил учиться в любом высшем учебном заведении во Франции на французском языке. Дипломы уровня B2-C1 (в зависимости от специализации) входят в список необходимых для поступления документов.
Во-вторых, такой диплом потребуется тем, кто переезжает во Францию по работе или по иной причине, и сталкивается рано или поздно с необходимостью получения гражданства или вида на жительство.
Официально подтвержденный высокий уровень владения французским языком безусловно будет важным бонусом в поиске работы.

Но даже если вышеперечисленные причины не касаются здесь и сейчас изучающего французский язык, подготовка к сдачи DELF-DALF станет одним из ключевых моментов в процессе изучения языка, и безусловно поспособствует переходу на новый уровень.

Дело в том, что языковые аспекты (грамматика, лексика) в критериях оценивания занимают около половины пунктов, остальное отдано умениям применить французский для решения разного рода задач. Конечно, владение языком остается основополагающим для получения диплома. Кандидаты, которые неправильно оценили свой уровень и подали заявку на более продвинутый диплом, не имеют шансов успешно сдать экзамен. Однако для получения высокой оценки требуется не только формально знать сам  язык на соответствующем уровне, но и показать, как вы научились использовать его в различных ситуациях.
Таким образом, готовясь к сдачи экзамена, студент активирует все усвоенные на данный момент навыки, обобщает и консолидирует полученный опыт и учится использовать его в контексте, где язык больше не является целью, но средством. То есть в какой-то степени мы максимально приближаемся к “естественному” применению языка.

С чем именно мы сталкиваемся на экзамене?

Все международные экзамены такого рода включают задания на устное и письменное понимание языка и на его устное и письменное применение.
Приводя конкретные примеры практических заданий, можно назвать:
– на начальных уровнях – эффективное участие в симуляциях диалогов из реальной жизни, написание неформального письма, комментария в соцсетях, способность рассказать о разных сферах, непосредственно касающихся кандидата, таких как работа, отдых, межличностные отношения и т.д.
– на более продвинутых уровнях это уже гораздо более серьезные задачи, такие как написание статьи, эссе, составление формального запроса или письма, объемный монолог на более абстрактные темы, с четким планом, проблематикой и выверенной аргументацией.

Чем выше уровень, которого мы хотим достигнуть, тем большее значение для достижения успеха будет иметь вдумчивая организация процесса подготовки.
Важно погрузить себя в тщательно сформированное информационное поле, которое позволит углублять знания по разнообразным темам, с которыми кандидат может столкнуться на экзамене. То есть в некоторой степени начать интересоваться сферами, которые раньше не были нам близко знакомы. Одновременно необходимо тренироваться вычленять и отбирать обоснованные аргументы и качественные примеры, точные формулировки и терминологию. И безусловно, учитывая, что в конечном итоге, от нас требуется создать собственное продуманное, объемное и структурированное высказывание,  сразу тренироваться применять изученное на практике. Чем лучше мы владеем методологией для выполнения такого рода задач, тем осознаннее и эффективнее мы можем организовать подготовку.

Устное интервью

С этой точки зрения сдача экзамена прекрасная возможность не только расширить свой кругозор, но и сформировать собственную точку зрения на огромный спектр социальных явлений.
Как мы видели выше, начиная с продвинутых уровней ( B2+), важнейшее внимание уделено формулировке проблематики, структуре высказывания и выстраиванию аргументации – невероятно увлекательная и развивающая интеллект задача, выходящая за рамки просто хорошего владения языком.

Практическая подготовка. Комментарий преподавателя и экзаменатора

Первое, о чем стоит сказать, это то, что опыт сдачи языковых экзаменов бесценен. Кандидаты, которые сдавали, например, английский TOEFL или IETLS, безусловно, чувствуют себя гораздо увереннее на DELF-DALF, чем те, кто имеет дело с таким испытанием впервые. Однако, располагая достаточным временем, можно создать такой опыт самостоятельно.  Если ваша конечная долгосрочная цель – получение уровня B2 или С1, подумайте о том, чтобы сначала получить менее высокий  уровень, а в следующую сессию уже подать заявку на тот диплом, который вам нужен. Особенно это важно сделать, если ваши языковые компетенции промежуточные (Например, вы только недавно начали курс по B2, и этот этап еще полностью не освоен). Структура экзамена и условия участия в нем очень похожи на всех уровнях кроме С2, и, увидев один раз собственными глазами, как все проходит изнутри, вы точно значительно снизите стресс в будущем, когда получение хорошей оценки будет иметь более жизнеопределяющее значение. Кстати, такой опыт прекрасно экстраполируются на сдачу похожих экзаменов на других языках.

А теперь поговорим непосредственно о подготовке к DELF-DALF.

Прежде чем записаться на экзамен стоит определить, на какой диплом вы можете претендовать. В идеале пройти собеседование с преподавателем, который хорошо знает распределение по уровням. В моей практике уже было такое, что один студент попросил консультацию по подготовке к экзамену В2, за несколько дней до сессии, но, к сожалению, несмотря на то, что он учился на языковых курсах в группе, осваивающей В2, его знаний и владения формами, требуемыми на  DELF В2 было абсолютно точно недостаточно для получения хорошего балла.

После того, как вы убедились, что ваши языковые компетенцию соответствуют желаемому диплому, надо заблаговременно организовать свою подготовку, сделать её систематичной и осознанной.

Сегодня существует огромное количество ресурсов, которые могут помочь подготовиться к экзамену самостоятельно. Такой способ подойдет тем, кто уже имел успешный опыт сдачи языковых экзаменов, точно знает свой уровень и имеет очень высокую способность к самоорганизации. Здесь самым надежным советом будет выбрать хороший учебник по подготовке DELF-DALF, тщательно и честно выполнять все задания, в том числе письменные, записывать свои устные ответы на диктофон, максимальное погрузиться в язык, варьировать источники.


Работа в группе или индивидуально с опытным преподавателем значительно упрощает задачу в осваивании методологии, поиске материалов, в поддержании ритма и самое главное позволяет получить четкую обратную связь в отработке практических заданий.

В независимости от выбранной формы подготовки одним из необходимых условий успешной сдачи экзаменов является создание ежедневной информационной языковой среды, чередуя источники (интервью, конференции, подкасты, журналы…) и способ получения информации (аудирование и чтение). Довольно частой ошибкой в самостоятельной подготовке является однообразие используемых материалов. Интуитивно нам всем свойственно выбирать ту информацию, к которой мы привыкли и которую нам легко воспринимать, в то время как неизбежным инструментом подготовки к экзамену должна стать тренировка навыка работы с очень разными типами информации, как с точки зрения содержания, так и ее подачи.
Также в работе с информацией отрабатывайте активное слушание и аналитическое чтение.
При работе с группами по подготовке к DELF DALF одной из важных составляющих процесса является обсуждение рекомендуемых или найденных студентами документов, проверка понимания, выделение проблематики и аргументов, комментирование, формирования личной позиции, дебаты.

При подготовке также следует внимательно изучить критерии оценивания письменных и устных ответов. Понимание критериев позволяет получить четкое представление о том, на какие аспекты нужно обратить более пристальное внимание, какие стороны “проработать” и как более осознанно выстроить ответ, чтобы не потерять лишний балл. В работе в группах всегда происходит взаимное оценивания ответов участниками, и подведение итога преподавателем.

Помимо критериев оценивания надо освоить структуру и отличительные черты разных форм высказывания, встречающихся на экзамене. Для успешной сдачи необходимо четко понимать, в зависимости от уровня, отличия между эссе и статьей, структуру делового письма, типы планов для монолога, характеристики синтеза и т.д. И, безусловно, неоднократно отработать на практике все возможные формы высказывания.
В процессе тренировки письменных заданий наши студенты всегда пишут от руки (что соответствует условиям экзамена), записывают устные высказывания на диктофон, контролируют затраченное на выполнение работы время.

Языковая составляющая экзамена, как мы уже упоминали выше, не является основой для оценивания ответа, но играет безусловно крайне важную роль. Таким образом, для получения лучшего балла, во время подготовки важно совершенствовать непосредственно уровень владения языка. Выполнение заданий, связанных именно с естественным применением языка (в отличие от упражнений), позволяет выявить типичные ошибки учащегося и проработать их в контексте высказывания. В зависимости от диплома, некоторые категории ошибок не влекут за собой снижение баллов (ошибки, более высокого уровня), в то время как другие оцениваются более строго (ошибки предыдущих уровней).

Чтобы подвести итог всему вышесказанному, отметим, ещё раз, что подготовка и сдача DELF-DALF является прекрасной мотивацией в освоении французского языка, позволяет мобилизировать и укрепить все полученные до этого знания и навыки, глубже понять французский менталитет и культурный код. Если вы правильно определили ваш уровень и осознанно и системно организовали подготовку, получение высокого балла на экзамене станет абсолютно достигаемой целью.

Daria Burleshina
Daria Burleshina

Преподаватель французского языка в Quartier francophone
Экзаменатор DELF-DALF

Статей: 2

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *